воскресенье, 25 марта 2018 г.




Сформированный фонематический слух – это, прежде всего умение слушать и слышать.

·        -умение сосредоточиться на звуке
·        -умение различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит речь).

Ребенка дошкольника необходимо учить данным умениям и навыкам.
Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами.

Предлагаем Вам игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха, которые Вы сможете без труда провести с ребенком сами.

Игры для развития слухового внимания

«Отгадай, что звучит».
Рассмотрите с ребенком предметы, которыми можно издавать характерные звуки: свисток, погремушка, дудочка, колокольчик, звон ключей и т.д.
Предложить ребенку сесть спиной к Вам.
Затем предлагаете ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.
Звуки должны быть ясными и кон­трастными, чтобы ребенок мог их угадать.

«Громко или тихо?»
Если Вы громко что-то делаете (хлопаете в ладоши, свистите в свисток и т.д.), ребенок поднимает руки вверх и машет ими, ес­ли тихо - держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание предмета рекомендуется не более четырех раз.

«Где позвонили?».
Ребенок закрывает глаза, а Вы тихо встаете в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правиль­ного ответа ребенок открывает глаза, говорит какой предмет, он слышал и называет направление звука.

«Угадай, кто сказал».
Еще раз прочитайте сказку «Три медведя». Затем проводите следующую игру. Вы произносите фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребенок показывает Вам соответствующего героя сказки. Обязательно нарушайте последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

Игры для развития фонематического слуха

«Так ли это звучит?»
Подготовьте картинки с изображением предметов названия, которых звучат сходно: 
·         мишка, шишка, мышка, фишка
·         лягушка, кукушка, катушка, хлопушка
·         скворчата, бельчата, зайчата, волчата
Просим ясно и отчётливо произнести каждое слово-картинку, затем разложить картинки в ряд - в каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Помогите ребенку, отметьте многообразие слов, их разное и сходное звучание.

«Кто внимательный?».
Называете ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза

«Звуковые песенки».                    
Предлагаем ребенку составить звуковые песенки
·         ау, как дети кричат в лесу
·         иа, как кричит ослик Иа
·         уа, как плачет ребенок
·         оо, как удивляемся
Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно про­певает ее, затем второй. Потом ребенок с вашей помощью выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последова­тельность, как в песенке. После этого «прочитывает» составленную им схему.


Комментариев нет:

Отправить комментарий